Shibui – высшая степень красоты

Одной из наиболее впечатляющих сторон японской культуры является исключительная, экстраординарная роль эстетики в этой культуре. В середине золотой эры Хейан (794-1192) практически вся японская нация обладала утонченным эстетическим чувством, которое влияло на все стороны жизни.
Каждый японский ремесленник проводил годы под руководством мастера, оттачивая своё мастерство, и каждое из ремёсел включало в себя непременный аспект красоты, как одно из обязательных качеств готового продукта.
Посуда, глиняные горшки, плетёные корзины, сундуки, татами, бумага – все вещи, которыми японцы пользовались в повседневной жизни, были эстетически безупречны, часто являясь произведениями искусства.


Легенда гласит, что европейцы впервые познакомились со знаменитыми японскими гравюрами из-за того, что японские мастера использовали их в качестве обёрточной бумаги, когда посылали свои изделия – такие как лакированные шкатулки и фарфор – в дома богатых европейских коллекционеров.

Окакура Какузо, который написал классическую “Книгу Чая” в начале 20-го века, был одним из первых исследователей природы красоты, столь характерной для всего японского искусства и предметов обихода.
Другой знаменитый искусствовед Соецу Янаги, автор книги The Way of Tea, выделял три ключевых слова, описывающих японское понятие красоты: shibuiyugen и myo.

Myo – это “дух”, который живёт в истинной красоте; этот дух не достигается механически отработанным совершенством, он несёт в себе необъяснимую, мистическую тайну.
Yugen обозначает гармоническое сочетание тайны и неуловимости, лежащей под поверхностью осязаемых вещей.
Shibui относится к утончённой и строгой красоте, которая выражается в классической простоте.
Мы ещё вернёмся к понятиям myo и yugen в следующей главе.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *