Первые шунга (или «сюнга», в переводе «весенние картинки») появились около 7-8 веков. Сначала это были иллюстрации дворцовых и монастырских сплетен, заботливо зафиксированные на папирусах летописцами и просто любителями. Времена тогдашние – простые и откровенные, обсуждения «кто, когда и кого» не считались неэтичной темой.
Понятий типа «извращение полового вопроса» или » неформальная ориентация» еще не придумали. Всё, что естественно – не безобразно. Синтоизм к сексу относился положительно, а вот буддизм резал серпом по запчастям. Буддийским монахам, как это не смешно, интимничать запрещалось. Но местные отшельники быстро нашли выход, принимая в свои ряды пацанов для любовных утех. Молоденькие послушники отращивали волосы, чтобы больше походить на женщин, им позволялось не брать в руки серп и молот для сохранения нежности и белизны кожи.
К чему это я? К тому, что шунга старательно фиксирует это дело, а непосвященный зритель может быть введен в непонятку своей непосвященностью. Впрочем, и картины, где монахи «изгоняют бесов» из высокопоставленных дам тоже не редкость.
Во время первого сёгуната Камакура (12-14 века) шунга пользовались изрядной популярностью среди самурайского сословия. Небольшие книжечки «карманного» формата носили под шлемами. Не только для развлечения в часы досуга, но и как опять-таки амулеты, защищающие от злых духов и приносящие удачу.
Примерно тогда и закрепилась традиция «диспропорционального» изображения половых органов: на маленьких картинках карманного формата иначе просто было невозможно разглядеть «самое интересное».
Кроме того, уже тогда существовало стойкое убеждение, что мужское и женское тела очень мало отличаются друг от друга, особенно без одежды. И основное различие между Мэ и Жо — именно гениталии. Потому на картинах шунга гениталии обычно изображались непропорционально большого размера.
Ну, и об эстетике обнаженного тела: полностью обнаженное тело не считалось особо привлекательным зрелищем.
Во времена раннего Эдо (17й век) с развитием печатного дела и появлением первых гравюр, шунга быстро высросли в популярности среди всех слоев населения, особенно городского, кому это было более доступно.
Наборы и комплекты шунга в высоко-качественном исполнении (нарисованные или раскрашенные вручную) в то время были практически постоянным элементом свадебного подарка для самураев высшего класса. Сюжеты, где парочка использует шунгу в качестве учебного пособия, встречаются достаточно часто.
Примерно в это же время появилась устойчивая традиция изображать в качестве персонажей шунга (да и гравюр вообще) известных лиц. Понятно, что соседку неглиже можно увидеть практически в любое время (особенно летом). Кому это интересно? Да и вообще, захотелось на голых баб посмотреть — иди в баню и смотри, пока глаза не заболят. Простолюдинки никак не стеснялись своей наготы, и удивить этим кого-то было просто невозможно. А вот дамы, занимавшие высокое положение и щеголявшие в роскошных многослойных шелках, возбуждали воображение, их-то увидеть голышом могли очень немногие. Их-то и изображали охотнее всего. Понятно, особой популярностью пользовались «селебрити» тех времен — известные куртизанки и актеры Кабуки. И «селебрити» эпохи Эдо отнюдь не возражали против их изображения в подобном виде. Известность и популярность приносили неплохой доход.
Известные публичные дома выпускали карманные наборы шунга с изображением лучших своих проституток. Для надежного опознания на каждой гравюре имелся герб данной проститутки.
Вообще говоря, самураям предписывалось оставлять мечи дома при походе «по бабам». Вход в публичный дом с оружием был запрещен. Но художники частенько пририсовывали несуществующие мечи, просто чтобы яснее обозначить социальный статус мужчины (без одежды самурай ничем не отличается от простолюдина).
Многие известные художники того времени охотно брались за исполнение заказов на шунгу, потому как оплачивались они несравнимо выше, чем обычные портреты и пейзажи. А уж частный заказ на единичную картину приносил художнику доход, на который он мог безбедно жить несколько месяцев.
Некоторые проблемы возникли в конце 17-го века, когда пятый сёгун из рода Токугава, Тсунайоши (он же более известен под именем «собачий сёгун»), решил заняться моральным обликом своих поданных. Именно тогда были выделены специальные районы для проституток, выселены на окраины городов все театры и кабаки. Плюс к этому были введены запреты на убийство животных (особенно собак) и жуткие кары за подобные преступления. Шунга были также запрещены.
Однако запреты, цензура, штрафы и наказания очень мало повлияли на издание «весенних картинок». Скорее, даже стимулировали их производство, поскольку цены на подпольную продукцию немедленно выросли. Художники перестали подписывать свои произведения, опасаясь штрафов и наказаний. Потому об авторстве картин того периода можно догадываться либо по стилю, либо по псевдонимам.
После смерти «собачьего сёгуна» цензура, хоть и неотмененная, значительно ослабла и шунга продолжили рост популярности и продаж. С появлением новых методов и технологий дешевые гравюры стали доступны практически каждому. И конец 18-го века — подлинный расцвет этого вида искусства.
Закату эротических гравюр, как не сложно догадаться, сильно способствовало проникновение Запада в Японию, начавшееся во второй половине 19-го века. Цензура на эротику усилилась. И, кроме того, европейцы завезли в Японию совсем другие представления о реализме в живописи. Некоторое время угасающее искусство поддерживалось западными эстетами: в моде было все японское и в том числе японская эротика. Но уже к концу 19-го века шунга практически не выпускалось. Фотографическая эротика полностью вытеснила более трудоемкую и дорогую живописную.
Впервые на русском книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. В издании представлено более 700 произведений. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. http://www.designbook.ru/book.php?book=2172