Первые европейцы, вступившие на японскую землю, были поражены красотой буквально всех предметов домашнего обихода, которые встречались им по дороге. Такова была природа японских ремёсел, которые отличались именно своей эстетичностью от тех же технологий в Китае или Корее, откуда они и пришли в Японию.
Это свойство японских вещей было настолько распространено, что не воспринималось самими японцами как нечто из ряду вон выходящее. Только под влиянием иностранцев сами японцы постепенно начали осознавать красоту предметов, которые они сами же и производили.
Врожденным эстетическим чувством японцы, скорее всего, обязаны своей древней религии – синтоизму. Синтоистское понятие гармонии включает в себя и правила, накладываемые на размеры и форму предметов, их использование и отношение к ним людей. Духовный элемент синтоизма определил и священное отношение к свойствам природных материалов, с которыми работали ремесленники, потому что согласно синтоизму и камень и дерево обладают духом.
Поколение за поколением развивая в себе эстетическое чувство, японские художники и ремесленники достигли той степени красоты, которое превосходит видимые глазу свойства материалов, с которыми они работали. Этот уровень описывается словом yugen, которое обозначает “тайну” или “неуловимость”.
Красота уровня yugen относится к тому типу привлекательности, которая скрывается под внешним слоем материала, но находится в гармонии с ним; эта красота влияет как на сознание, так и на подсознание. Она излучает некую сконцентрированную духовную сущность.
Другая сторона японских вещей описывается словом myo, обозначающим “странность”, “непонятность”, “тайну”, а также – “умение”.
Известный мастер дзена Дайсецу Судзуки называл myo “подсознательным выражением чего-то такого, что выходит за рамки простой техники и появляется в результате космического духа”. Судзуки говорил, что нельзя достичь myo путём сознательного усилия. Myo должно “перетекать” от создателя к создаваемому им предмету подсознательно, минуя эгосоздателя. Причина, по которой европейцы не могут достигнуть myo в своём искусстве, заключается в том, что в их творениях слишком много их собственного эго, которое и не даёт им перейти грань механического мастерства.